Фиолетовый уровень в спиральной динамике символизирует уровень безопасности и принадлежности, где все подчинены интересам "племени". В центре внимания находится сила рода, дух предков, и главная цель – обеспечить безопасность и сплоченность группы.
На уровне личности, высокий фиолетовый часто проявляется у женщин. В 80% случаев это связано с потерей "вождя племени" — будь то муж, отец или сын.
Если в жизни женщины не было отца, или он не участвовал в ее воспитании, или если она считает, что её муж недостаточно силён, чтобы быть вождем, она начинает искать этого вождя в своем руководителе. В результате, такие женщины чаще всего попадают в компании с культурой семейного типа, где можно ощутить безопасность и поддержку, подобные тем, что предоставляет родное племя.
Фиолетовый уровень в бизнесе
В бизнесе фиолетовый уровень характерен для фазы старта, но уже более развитого, чем на бежевом уровне - продукт стабилен, продажи идут, формируется первая команда. Однако собственник всё ещё выполняет большинство задач сам — от поиска покупателей до договоров с поставщиками.
Лидерство на фиолетовом уровне
На этом уровне у лидера ярко прослеживается архетип "героя": собственник верит, что сможет преодолеть всех конкурентов и сам справится со всеми вызовами. Он становится "вождем племени", вокруг которого строится команда, функционирующая как семья.Мотивация в таких командах, как и на бежевом уровне, нематериальна. Здесь послушание и лояльность к лидеру часто доходят до уровня поклонения. Вопрос "зачем бизнес?" на фиолетовом уровне часто имеет ответ: "Бизнес - это моя жизнь, это моя семья".
Здоровое и нездоровое проявление фиолетового уровня
Фиолетовый уровень имеет как здоровые, так и нездоровые проявления:Нездоровое: Это отсутствие делегирования, страх, вера в приметы и ритуалы.Здоровое: Появление лидера, объединение людей, долгосрочное существование компании, обеспечение безопасности и соблюдение этики.Условия для перехода на другой уровень Компании, которые быстро проходят через фиолетовый уровень, развиваются быстрее и становятся более устойчивыми на рынке. Те же, кто застревает на этом этапе, позже неизменно приходят в консалтинг. Переход от фиолетового уровня начинается, когда лидер устает быть единственным добытчиком и ему надоедает, что он выполняет все задачи самостоятельно. В этот момент его доминирующее эго становится сильнее группы, и возникает необходимость в делегировании и распределении ответственности.